1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Суд ланча Евгения Куйда работает официанткой в «GQ-баре» Мне нравится, что можно быть смешной Юрий Сапрыкин о 60-летии Аллы Пугачевой

100 советов, как сделать идеальный журнал

На основе собственного десятилетнего опыта и наблюдения за окружающим миром «Афиша» составила пошаговую инструкцию, позволяющую в кратчайшие сроки и со стопроцентной гарантией изготовить журнал мечты.

1. Снимите офис в центре.

2. Наймите в штат людей со странными фамилиями.

3. Прекратите нанимать людей со странными фамилиями, когда обнаружите, что самая странная фамилия в редакции — Иванов.

4. По возможности не берите выпускников журфака. 

5. Не берите также людей, которые на собеседовании говорят, что хотели бы писать о кино и музыке.

6. Выберите для названия журнала простое, короткое и часто встречающееся слово.

7. Закажите рекламную кампанию журнала креативному агентству.

8. Выбросьте в мусор все, что принесло креативное агентство, и придумайте рекламную кампанию сами.

9. Выберите официальную распивочную при редакции.
Выбирайте по принципу «чем хуже, тем лучше». 

10. Заведите в редакции спортивный снаряд (теннисный стол, самокат, бейсбольную биту).

11. Если журнал издается в Москве — поставьте на обложку девушку в декольте.

12. Если журнал издается в Санкт-Петербурге — поставьте на обложку мудрого старика.

13. Если нет подходящего персонажа — поставьте на обложку фоторедактора.

14. Если нет фоторедактора — поставьте на обложку Брюса Уиллиса: журнал с Уиллисом всегда хорошо продается.

Фотографии: Наталия Гафина

15. Человек на обложке должен смотреть вам в глаза.

16. Звери на обложке кажутся остроумным трюком только сотрудникам редакции. Если, конечно, вы не издаете журнал про зверей. 

17. Если вы не можете придумать обложку — не соглашайтесь с тем, что вы сделаете плакат.

18. Цифра на обложке — это всегда хорошо.

19. Придумайте слово, которым на языке редакции называются журнальные материалы (статья, заметка, текст, фичер, бигмат и т.д.).

20. Журнал должно быть интересно читать, начиная с последней полосы.

21. Начиная делать материал, сначала придумайте дизайн, потом пишите текст. 

22. Получив все компоненты материала, придумайте дизайн заново. 

23. Если не можете придумать структуру материала, не соглашайтесь с тем, что вы сделаете материал из кусочков.

24. Составьте список запрещенных слов. Например, такой: элитный, изысканный, вкусняшки, непостижимым образом, барышня, на диком топе, знаменитый, креатив, люксовый, эксклюзивный, тусовка, заразительные хитяры, стильный, жесть, педик, концептуальный, чарты, гламур, извиняюсь, сфоткать, прекрасный, а-ля, решительно невозможно, дискурс, буфера, мидл-класс, быдло, арт-проект, культовый, бенд, обаятельный, хочется надеяться.

25. Выберите фирменные цвета — например, циан и мадженту.

26. Выберите внутри журнала места, где используются циан и маджента, и не используйте их нигде больше.

27. Выберите внутри журнала место, где вы будете исправлять ошибки, допущенные в предыдущем номере. 

28. Обращайтесь к читателям на «вы».

29. Не используйте в тексте местоимение «мы». 

Фотографии: Наталия Гафина

30. Использовать в тексте местоимение «я» разрешается после трех лет непрерывной работы в редакции.

31. Самый маленький журнальный текст строится по тем же законам, что и самый большой киносценарий. 

32. В тексте должны быть начало, середина и конец. 

33. В тексте должна быть одна мысль. Или ни одной.

34. Вычеркните из текста столько прилагательных, сколько получится. Желательно все.

35. В любом случае никогда не пользуйтесь словами «самый», «лучший» и «главный». 

36. Не используйте также обороты «возможно, лучший» и «пожалуй, главный».

37. Текст, например, про альбом Мадонны не должен начинаться со слов «Вышел очередной альбом Мадонны» и заканчиваться словами «Посмотрим, что покажет Мадонна на своем следующем альбоме».

38. Названия иностранных групп, киностудий, художественных объединений и проч. должны быть написаны по правилам родного для них языка. Группа The Beatles называется The Beatles, а не Beatles, «Битлз» или «битлы».

39. Имена людей любого гражданства и национальности должны писаться и склоняться по правилам русского языка — даже если это нечеловеческие псевдонимы. 

40. Кулинарно-гастрономические термины можно употреблять только в текстах о еде.

41. Никогда не называйте одежду и еду «дорогой» или «дешевой».

42. Использовать прилагательные в сочетании с названиями музыкальных стилей (например, «колючий IDM», «вальяжная индитроника», «ершистый синтипоп») категорически запрещается.

43. Журнал, который не вводит в русский язык новые слова (даже если это слово «худи»), — плохой журнал.

44. В тексте интервью обращайтесь к собеседнику на «вы».

Фотографии: Наталия Гафина

45. Задавайте умным собеседникам глупые вопросы. И наоборот.

46. Если герой интервью просит согласовать окончательный текст, будьте готовы, что он откажется от всех своих слов.

47. Если в редакции нет человека, способного взять интервью, — предложите сделать это потенциальному герою другого интервью.

48. Если нет и такого — предложите сделать это Тине Канделаки.

49. Никогда не пишите о своих друзьях и знакомых. В ста случаях из ста они после этого перестанут быть вашими друзьями и знакомыми.

50. Никого не бойтесь.

51. Сформулируйте принцип, по которому придумываются заголовки. К примеру, называйте все статьи цитатами из Гребенщикова, односложными существительными или названиями научных теорий. Как только надоест (то есть примерно через месяц) — поменяйте принцип.

52. В крайнем случае — у Гребенщикова хватит цитат для заголовков на много лет вперед.

53. Не придумывайте заголовков, используя названия фильмов или книг, о которых вы впервые узнали из свежего номера журнала. 

54. Составьте список идеальных заголовков для еще не написанных статей (например, «Подросток Совенко» — для статьи про молодую сову). 

55. Если вы не знаете, как назвать статью, — назовите ее «Живет такой парень».

56. Если вы не знаете, как назвать интервью, — назовите его «Короткие встречи».

57. Никогда не соглашайтесь, если автор предлагает написать цикл статей. 

58. Придумайте материалы, которые вы сможете делать регулярно — скажем, раз в год. Это поможет, когда закончатся все остальные идеи.

59. Если материал не получается — не соглашайтесь с тем, что его можно спасти дизайном.

60. Материалы, сделанные на основе «Википедии», — плохие материалы.

61. Никогда не делайте групповую фотографию редакции.

62. Не позволяйте снимать редколлегию на видео — вы будете выглядеть идиотами. 

63. Хорошая редакция — та, в которой пьют.

64. Никогда никому ничего не обещайте.

Фотографии: Наталия Гафина

65. Если у обозревателя есть труднообъяснимая маниакальная привязанность (писатель Проханов, группа «Комба БАКХ», фильм «Хранители» или финские музыканты) — это хороший обозреватель.

66. Придумывайте новых героев.

67. Не забывайте через некоторое время развенчать придуманных вами новых героев.

68. Имейте совесть. 

69. Проводите редколлегии быстро. Не существует тем, которые можно обсуждать в составе более чем семи человек в течение более чем часа.

70. У ответственного секретаря не должно быть нервов. 

71. Если в журнале в момент сдачи в типографию оказалось десять пустых полос — поставьте на десять полос фотографии котят и скажите, что так и было задумано.

72. Реклама в журнале должна выглядеть как реклама. Любые попытки замаскировать ее под редакционные материалы — обман и надувательство.

73. Редакция делает журнал для читателей, а рекламный отдел продает этих читателей рекламодателям.

74. В конечном счете рекламодатели — такие же читатели, как и все остальные.

75. Придумайте гибкую систему скидок для стриптиз-клубов. Их реклама украшает журнал. 

76. Пишите рекламодателям письма. Например, такие:

Самые ничтожные недоразумения имеют тенденцию провоцировать глобальные кризисы.
(Ионицкий А. Полное собрание сочинений. Т. 13. — М.: «Кащенко», с. 587)

Уважаемые господа!
А вот еще из нашей — в вашу коллекцию.
Ветеран трамвайного депо «Мастер и Маргарита» Зинаида Евлампиевна Борщ, 76 лет, с прицелом глаз минус 8, второй этаж типовой панели, в теплый июльский полдень, cверив цифры с ходиками, откуда до первого космонавта еще вылезала кукушка, и обнаружив гандикап в 5 минут перед «Ментами с улицы разбитых фонарей», откинула очки на газету по причине их веса, сгибавшего ее при передвижении, выудила из-под раковины бутылку пепси (подарок внука) с полезно отстоявшейся для цветов водой, направилась к подоконнику с геранью, забытую полить с Пасхи, на котором мирно лежал калач серого облезлого существа дикого нрава. Промазанные без бинокля мимо горшка полтора литра ошеломили спящее животное, которое, злобно мяукнув от неожиданности и перепутав направление, стремглав подпрыгнуло в сторону, противоположную от бабуси, сбив в полете, подобно мессершмиту, ничего не подозревавшую ворону, заботливо несущую червя для многочисленного потомства. Обреченное питание выпало, попав точно в купюрное отделение от Hermès юной Клавы Н., куда она укладывала сдачу на выходе из «Дольче и Габбаны».
Придавший хрупкой даме силы ужас
забросил пухлый кошелек на метров десять под «девятку»,
которую как вкопанную встал таксист-бомбила,
плохо говорящий, но, как все горцы, зорко различавший
полет красивый денежных купюр.
Вослед ему КамАЗ шел пятитонный,
но он успел свернуть налево,
как раз навстречу «Интуристу»,
набитому гостями с Тель-Авива,
которые, когда машины сбились,
помяв друг друга преизрядно,
на помощь бросились кавказцу
банкноты отбирать себе.
Тем временем охранник Клавы Вова,
увидев происшествие с хозяйкой,
вдруг ощутил на темени клюв, когти.
То ворон был, спикировав за червем.
Вован, не видя, кто там тюкнул сверху,
схватил макаров из-под мышки
и одиночными истратил всю обойму,
при этом громко выражаясь вслух.
Услышав выстрелы, охрана из «Обмена денег»
подумала, что это нападенье,
и начала палить как для защиты.
Обменное окошко враз закрылось,
оставив евро тысяч двадцать без возврата,
чему валютная хозяйка возмутилась
и мужа позвала, что пиво пил неподалеку.
А он спортсменом был по вольным видам спорта
и Вову сразу придавил к бордюру.
Тем временем кот Васька приземлился
на голову барменше тете Дусе,
которая шла в загс в обнимку с дирижером из оркестра
подать прошение о браке.
Парик на Дусе был,
и вот его не стало, как и работника культуры,
которого скосило от картины
возлюбленной в таком несчастном виде.
Меж тем по тротуару ехало три рейсера на вело,
спешили, кто приедет первым.
Под первого попала Клава,
второго занесло в «Габбану»
на полной скорости в витрину,
на третьего упал горшок с геранью,
кота хвостом перед прыжком задетый.
Практически такая же картина
шла по экрану перед бабой Зиной, на втором канале…
Что вынести имеет смысл отсюда? А то, что любое незначительное, на наш взгляд, действие может иметь весьма серьезные последствия… Так, кто-то, например, забыл включить «Афишу» в план, послать ГП, а далее — вы в курсе… Закончим здесь и скажем лишь, что пять осталось номеров «Афиши» в году текущем, очень важном.
С приветом поэтическим впервые,
чтоб к плану нашему привлечь вас,
Александр Ионицкий,
сейлз-директор журнала «Афиша»

77. Чем больше фоторедактор смотрит на чужие фотографии, тем лучше для журнала (даже если он смотрит на них во френд-ленте).

Фотографии: Наталия Гафина

78. У фоторедактора должно быть много подружек. Если у фоторедактора мало подружек — пусть ходит по клубам и знакомится с девушками.

79. Подружек фоторедактора нужно использовать для съемок колготок, футболок и нижнего белья.

80. Подружки фоторедактора ведут себя на фотосессии более естественно, если их подпоить.

81. Если фотосъемки нет за час до сдачи номера в типографию — значит, она вот-вот появится. 

82. Если съемки нет за полчаса до сдачи — склейте коллаж и скажите, что так и было задумано.

83. Если бюджет на обложку в десять раз меньше, чем стоит фотография Терри Ричардсона, а вам нужна именно она, — торгуйтесь. Три часа переговоров снижают цену втрое.

84. Не пытайтесь сделать портрет, фотографируя человека ночью на темном фоне при естественном освещении.

85. Если нужно сфотографировать красивую девушку, не придумывайте ничего сложного. Она и так красивая. 

86. Если герой фотосъемки просит согласовать с ним фотографии, будьте готовы, что он не утвердит ни одну.

87. Подружитесь с девушками из фотоагентств — им придется объяснять начальству, почему вы не оплатили счета за март, хотя уже октябрь.

88. У людей должна быть возможность читать журнал, не читая текстов. 

89. Из подписей к фотографиям, подзаголовков, выносов и прочих служебных элементов должно быть понятно, о чем идет речь в тексте, к которому эти элементы прилагаются.

90. В подписи к фотографии должно говориться о том, что изображено на фотографии, обо всем, что изображено на фотографии, — и ни о чем больше.

91. Из выносов — фрагментов текста, выделенных крупным шрифтом, —должно быть понятно, о чем этот текст. Или наоборот — до такой степени непонятно, что даже интересно, о чем он.

92. Корректор всегда прав.

93. Если вам кажется, что корректор не прав, — пройдет полгода, и окажется, что он был прав.

94. В крайнем случае отвечайте на претензии корректоров: «Мы должны устанавливать лексические нормы, а не тянуться за ними».

95. Прежде чем сдать журнал в типографию, распечатайте его целиком и развесьте на стене. Вам тут же захочется его переделать. 

96. Как только в журнале все начинает более-менее получаться — сделайте редизайн.

97. Если накопилось много полезного контента, который хочется использовать еще раз, — начинайте издавать книжки.

98. Нарушайте все правила.

99. Придумывайте быстрее, чем у вас воруют идеи.

100. Делайте или не делайте — и не надо пробовать.

THE END

Фотографии
  • Наталья Гафина