1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Императорский завод Елена Ковальская встречается с Валерием Гергиевым V.I.P. Знакомства Юрий Сапрыкин встречается с «ВИА Гра», «Сливками», «Блестящими» и «Карамелью»

Том с привидениямиЛев Данилкин против романа Марии Рыбаковой

Мария Рыбакова «Тайна»

Роман «Анна Гром и ее призрак» выходит за два года уже в третий раз — сначала в журнале, потом в двух издательствах. Мария Рыбакова, филолог-классик, бросившая Москву ради Германии, а потом Штатов, считай, стала самой перспективной молодой российской писательницей. У Рыбаковой море поклонников. Строгая Дуня Смирнова, более всего на свете ценящая изобретательность и искусство композиции, влюблена в ее роман. Напомню сюжет — повесившаяся 23-летняя девушка в течение 40 дней пишет письма своему возлюбленному: «Дорогой Виламовиц! Ты жив — я мертва» и так далее. К 2001 году Рыбакова перестала быть автором одной вещи. Четыре новые повести — «Фаустина», «Героиня нашего времени», «Вдохновение» и «Тайна» — массивными спутниками вращаются вокруг «Анны Гром», подчеркивая элегантные формы романа и его отлаженные… пышные… короче… брюки превращаются…

Признаться, я никогда не был поклонником стилистической манеры этой писательницы. Рыбакова любит нелепые избыточные конструкции, которые отдают не то канцеляритом, не то — уж скорее — хох-дойчем: вместо «не знал» она пишет «был совершенно не сведущ», вместо «брошенные вещи» — «оставленные за ненужностью предметы домашнего обихода». Она слишком долго, по-видимому, переводила с латыни и греческого; так она и сочиняет — будто переводит с мертвых языков. Мертво и монументально — жесткая, каменистая, низкокалорийная, постная проза. Как покрытие с высокой степенью абразивности — глаз, трущийся об это письмо, мгновенно устает.

Каюсь, два года назад стилистические особенности текста помешали мне адекватно оценить «Анну Гром». Сейчас, перечтя роман, я понял, что, если обращать внимание только на сюжет, это замечательное произведение. Более всего оно напомнило мне клип Децла «Письмо»: «У меня в классе все фашисты и хотят меня убить, потому что я слушаю тебя», — что-то в этом роде. Рефрены совпадают почти дословно: я хочу найти сама себя, я хочу разобраться, в чем дело; помоги, помоги мне (дорогой Виламовиц!), я хочу, чтоб моя душа тоже пела. Если Децл с этим трогательным текстом вот уж которую неделю возглавляет русскую десятку MTV, представляете, какие перспективы у гораздо более утонченной М.Рыбаковой! Вот и в краткой аннотации к книге сказано, что творческая фантазия М.Р. создает «сюжеты и образы, перекликающиеся со многими мотивами мировой литературы и созвучные драматизму современного мира». Являясь обладателем (к чему скрывать) многотомного издания «Шедевры мировой литературы в кратком изложении», я нарочно перечитал кучу шедевров (в кратком изложении, разумеется) и точно обнаружил множество перекличек и созвучий. Вот повесть «Героиня нашего времени» (разбитое на несколько частей жизнеописание некоей Елены Двинской и ее телепатической связи с неким Мишелем) бесспорно отсылает к роману Лермонтова; я, правда, не понимаю, что дальше (интертекст предполагает создание силового поля, в котором генерируются новые значения; здесь же все больше нивелируются старые) — ну да главное, чтобы аллюзии наличествовали в принципе. Может быть, это и есть «философский секрет» прозы М.Рыбаковой. Ее «Тайна».

У меня тоже есть Тайна. Я — одноклассник Марии Рыбаковой. Однокорытник. Однокашник. Мы с Машей — школьные приятели. Мы сидели за одной партой и макали перья в одну чернильницу. Списывали друг у друга контрольные, ходили друг к другу в гости и обменивались памятными подарками. Мы ели из одного котелка и раз как-то спали, укрываясь одной шинелью. Мы встречали вместе рассветы и провожали закаты. Мы писали друг другу стихи и, в принципе, еще можем умереть в один день. Так вот сейчас я воспользуюсь предоставившейся мне возможностью и скажу одну умную вещь. Дорогая Рыбакова! Какую же лажу ты пишешь! Что ты гонишь?! Хватит!

  • Издательство У-Фактория, Екатеринбург, 2001
Текст
  • Лев Данилкин